Огневое золочение в шедеврах древнерусского искусства

25 мая в Третьяковской галерее на Крымском валу откроется выставка «Святая Русь». На ней будут представлены шедевры древнерусского искусства, хранящиеся в российских музеях, архивах и библиотеках, в сокровищницах Лувра.

Экспозиция будет открыта сначала для представителей прессы, а с 26 мая ее смогут осмотреть все желающие.

Выставка «Святая Русь» была впервые представлена в Лувре весной 2010 в рамках года культур Россия-Франция. По инициативе президента Дмитрия Медведева происходит ее повторение в Москве.

Франция не осталась равнодушной к искусству Древней Руси и посетили выставку более 260 тысяч человек. Хочется верить, что в России выставка соберет не меньшее количество посетителей. Выставка будет открыта для посетителей до позднего вечера  (по четвергам 22 часов), чтобы ее смогли посетить все желающие без особых проблем.

Выставка «Святая Русь»открывается знаменитыми Золотыми вратами из Рождественского Собора  города Суздаля. Датируются они у нас рубежом XII — началом XIII века

В середине XX столетия они были перевезены из храма во Владимиро-Суздальский музей. Их вес составляет 600 килограммов!. Сами врата выполнены из металла. На створках ворот изображение выполнено по сложной технологии амальгамы или огневого золочения.
огневое золочение.золотые ворота Суздаля.

Огневое золочение-это самая древняя техника золочения, известная с античных времен.

Первое упоминание о технике огневого золочения можно встретить в Естественной истории Плиния (Naturalis Historia). Работы древних мастеров, выполненные в этой технике, хорошо сохранились до наших дней. Эта технология золочения считается наиболее стойкой и долговечной. Огневому золочению подвергались многие предметы из серебра, меди, латуни или бронзы.
Купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1838-1841) это яркий пример применения техники огневого золочения в России. Техника огневого золочения отличается тем, что в ней используется ртуть, которая, нагреваясь, расплавляет золотые листы. Получается золотая амальгама – пастообразный золотой состав. Амальгаму наносят на заранее подготовленную поверхность металла. Для того, чтобы паста легла идеально ровным слоем без подтеков, пасту равномерно распределяют, а поверхность медленно нагревают. Когда поверхность нагревается, происходит испарение ртути. Это самая опасная часть процесса золочения. Пары ртути ядовиты и смертельно опасны для здоровья человека. Во время золочения купола Исаакиевского собора погибло большое количество позолотчиков. Поэтому во второй половине XIX века на смену технике огневого золочения пришла техника гальванического золочения. Она позволяет наносить тончайший слой золота на различные металлические поверхности. Таким способом можно позолотить посуду, небольшие предметы интерьера, ювелирные изделия, значок автомобиля и пр. Однако слой золота, который оседает на поверхности предмета, настолько тонок, что не способен долго противостоять атмосферным воздействиям.

В настоящее время вновь появляются небольшие фирмы, которые выполняют работы для музеев, церквей, аукционных домов и частныхколлекций, применяя метод огневого золочения в сочетании современной технологией фильтрации и строго придерживаясь техники безопасности.

Comments are closed.