Золочение в реставрации Большого театра

История здания Большого театра — это фактически, история сплошных реконструкций и реставраций. Последние 120 лет здание театра находилось в постоянном процессе реставраций и ремонтов.
Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 — реставраторы
Здесь  идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость театра  — большую хрустальную люстру.

Золочение 980 квадратных метров декора из папье-маше в зрительном зале.

Мастера воссоздают позолоту скульптурно-декоративных элементов. Сначала реставраторы восстановили весь рельефный декор из папье-маше, а потом покрыли его благородным сиянием позолоты.
На золотой слой, которым был покрыт декор изначально, было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.
Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты
золочение лепнины
Основные реставрационные работы проходят в зрительном зале. Для реставрации декора  в Большом  театре используется два способа нанесения позолоты: золочение на полимент и на гульфарбу. Для золочения используется золото высшей пробы толщиной всего в несколько микрон. И каждое колебание воздуха мешает работе мастеров.

Золочение лепного декора в Большом театре мастера  производят  по методу «золото на полимент» (полимент — это специальный грунт ручной работы из красной глины и белка). Способ  полиментного  золочения придает дополнительный объем и блеск объемным частям папье-маше и лепнины.

Такой вид золочения, называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент – веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста.
От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой. Листки золота тщательно разравнивают беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом — хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.
Раньше золото полировали  лопаточками, изготовленными из медвежьих, кабаньих или волчьих клыков, поэтому классическая форма зубка  напоминает клык. При полировке, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Специалисты готовятся  испытывать отреставрированную и собранную заново главную люстру, освещающую зрительный зал.
Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами — около двух тонн. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.
Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена.
Люстра большого театра-золочение.
В XIX веке люстра была газовой — в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили. Трехъярусная люстра освещала зал свечами, газовыми рожками, а в конце XIX века   – электрическими лампами.
Теперь это «чудо света» было разобрано и промыто, воссозданы все утраченные детали из латуни, реставрированы мифологические фигуры мальчиков. Вся люстра была покрыта заново сусальным золотом и «одета» обновленным хрусталем.
золочение люстры Большого театра
Чтобы вернуть первоначальный вид нескольким тысячам латунных элементов, потребовалось около года.
Кроме того, реставраторам пришлось восстановить более половины хрустальных элементов, которые были повреждены или утрачены. В период реставрации люстры пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей из 24 тысяч хрустальных элементов.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

Золочение проводилось прямо в зрительном зале, на эту операцию было  потрачено более 300граммов золота.

Золото, которое используется для золочения, это специальное сусальное золото, которое прошло ковку, оно дороже, чем обычное. Если бы вы покупали его в ювелирном магазине, оно там исчисляется три тысячи и выше за грамм», – сказал Михаил Сидоров, представитель генерального подрядчика реконструкции и реставрации Большого театра России.

Специалисты ЮНЕСКО поражены блеском золота Большого театра.

Образ Большого театра (как снаружи, так и внутри в его залах) не утратил своего великолепия».
Представителей экспертной группы поразила «та отдача, с которой работали реставраторы, художники, штукатуры, мастера-позолотчики. Уровень их мастерства и способностей очень высок и заслуживает особого признания. Нам удалось понаблюдать за применением в процессе работ в Зрительном зале традиционных технологий росписи, лепнины и золочения. Это полностью соответствует задаче по сохранению столь знаменитого исторического здания».

Визит международных экспертов, их оценка реставрационных работ еще раз подтвердила высокий уровень российских реставраторов и их профессионализм.

Comments are closed.